www.allfordog.ru
Апортировка
навык собаки в подаче предмета. Главное в обучении апортировке — заинтересовать собаку предметом, который она должна принести. Обычно дрессировщик различными способами пытается предмет оживить, например, подталкивает его ногой, перекатывает рукой или
подкидывает. Иногда, пытаясь увлечь собаку, привязывает веревочку к предмету и играет,как с кошкой. Как только собака проявила интерес, хозяин пытается добиться, чтобы собака взяла предмет в пасть, и продолжает с ней играть.
Когда собака взяла предмет в пасть, хозяин поощряет ее командами «хорошо», «апорт» или «хорошо, держать», и при этом характер игры меняется: хозяин играет в перетягивание вещи с собакой. Основная цель данного упражнения — научить собаку подбирать вещь с земли и удерживать ее в пасти. Важно строить занятие таким образом, чтобы собака не потеряла интерес к предмету, но если это произошло, в
работе следует сделать перерыв, необходимый для отдыха собаки и восстановления интереса к предмету (от нескольких часов до нескольких дней).
Дрессировщик постепенно наращивает время, которое собака держит предмет в пасти. Таким же образом, собака приучается идти рядом с дрессировщиком, держа предмет в пасти, но это уже следующая ступень обучения. После того как собака научилась держать предмет, можно переходить непосредственно к подноске предмета. Дрессировщик бросает предмет и вместе с собакой подбегает к нему. Когда собака взяла предмет в пасть, звучит команда держать хорошо держать, затем дрессировщик спиной отбегает от нее, собака бежит за ним, делает несколько шагов, и тогда звучит команда дай. Если собака позволяет забрать предмет из пасти, дрессировщик поощряет ее лакомством. Особое внимание надо обратить на то, чтобы лакомство доставалось только после того, как дрессировщик забрал предмет у собаки, поскольку, если собака увидит лакомство раньше команды, она просто выплюнет предмет — лакомство для собаки может быть более сильным раздражителем.
На начальной стадии, если собака не отдает предмет хозяину, рекомендуется применить лакомство, одной рукой держа предмет, отдаче которого собака активно сопротивляется, другой вынимает лакомство, переключая таким образом внимание своего подопечного, и произносит команду дай. После того, как собака отпускает предмет, дрессировщик дает ей тот кусочек, который он показал. Постепенно необходимо увеличивать расстояние, которое собака несет предмет, а также перестать сопровождать ее во время пробежки за предметом. В дальнейшем задание усложняется — дрессировщик просто указывает собаке на предмет, который она должна принести. После того как собака успешно выполняет это задание, дрессировщик предлагает принести необходимый предмет из тех 2-3, которые лежат на определенном расстоянии от собаки и дрессировщика. Управляя собакой с помощью команд «право», «лево», «вперед», дрессировщик выводит ее на нужный предмет и говорит: «апорт», после чего собака берет предмет и несет его к хозяину.



Барьер

Преодоление собакой нормативного стандартного барьера (180 см; в МВД 200 см) требует от собаки хорошей физической подготовки, которая, в свою очередь, зависит от возраста собаки, от того, насколько она сформировалась и от ее прыжкового тренинга. С маленьким щенком, месяцев до шести, не стоит преодолевать препятствия выше его собственного роста. Обучение должно строится на игре, а не на принуждении.
Обычно хозяин, если барьер невысокий, перешагивает через него на другую сторону, подзывая к себе собаку, и помогает ей перебраться к нему. После того как собака преодолела барьер, он поощряет ее кусочком лакомства. Если собака отказывается от прыжка, уходит в сторону, не делает никаких попыток, то хозяин должен заинтересовать собаку, например, бросив за барьер любимую собачью игрушку. Очень хорошо собаки обучаются этому упражнению, когда хозяин с собакой играет в догонялочки, в игре он незаметно подводит собаку к препятствию и перепрыгивает сам вместе с ней, давая команду барьер с побуждающей интонацией.
Перед тем как учить собаку преодолевать глухой забор, очень полезно освоить ей подготовительное упражнение — прыжки через барьер-домик (шалаш или горку). Для собаки он менее труден, постепенно высоту домика увеличивают, сдвигая стенки. Если собака не хочет преодолевать барьер вместе с хозяином или не прыгает за игрушкой, стоит попробовать такой способ: инструктор или помощник держит собаку на одной стороне барьера, хозяин уходит на противоположную сторону и похлопывает сверху по барьеру рукой, побуждая собаку прыгнуть к нему, а затем начинает постепенно отходить от барьера в противоположную от собаки сторону, продолжая подзывать ее к себе. В тот момент, когда собака начинает рваться к хозяину, помощник, не давая собаке обойти барьер справа или слева, помогает ей перепрыгнуть через него, подсаживая ее сзади. Хозяин встречает собаку с распростертыми объятиями, поощряет ее лакомством и поглаживанием.
Легкоатлетический барьер собака преодолевает безопорным прыжком, не касаясь его. Обучение этому прыжку проходит одновременно с прыжками через глухой, небольшой забор. Собаке предоставляется возможность преодолеть легкоатлетический барьер, когда она уже хорошо перепрыгивает через другие барьеры. Чтобы собака в начале обучения не проходила под верхней планкой барьера, отверстие в барьере можно занавесить тканью или закрыть фанерой.


Воспитание собаки

Следует различать в воспитании собаки два периода: подготовительный и основной курс дрессировки. Подготовительное воспитание — та же дрессировка, задача которой — научить щенка правильно вести себя среди других собак, с матерью, своими братьями и сестрами, а затем и среди людей, привить ему общепринятые нормы поведения и дружбы. Под дрессировкой в узком смысле подразумевается обучение собаки выполнению различных задач. Воспитание щенков, независимо от породы, сводится к одному и тому же, а дрессировка собак различных пород проводится по разным программам и методам.
Воспитание щенка можно условно разделить на три фазы: Первая фаза проходит до отъема от матери. Щенок должен усвоить, что представляют собой его братья и сестры, осознать права и обязанности каждого члена этого коллектива, а также научиться их выполнять. Он должен научиться играть, нападать и защищаться, добывать корм, но в то же самое время и отучиться от упрямства и эгоизма. Если понаблюдать за сукой, воспитывающей своих щенков, то видно, что она с большой любовью и умением обучает их играм, веселью, живости, но если требуется, то довольно резко наказывает за каждый проступок.
Вторая фаза воспитания щенка начинается после передачи его в новый дом. Обычно это происходит в возрасте 6-8 недель, когда щенка необходимо научить правилам жизни рядом с человеком. Ночью он не должен скулить, должен спать только на своей лежанке, не справлять нужду где попало, не грызть обувь, другие вещи и предметы в доме, есть в одно и то же время в одном и том же месте, не просить пищу со стола хозяина, не лизать в лицо детей и еще многое другое, чему не смогла научить его мать.
С прогулки начнется третья фаза воспитания, которая граничит с дрессировкой. Щенок должен привыкнуть ходить на поводке, ничего не подбирать с земли, его следует отучить пугать людей и животных, он должен понимать команды «фу!» и «ко мне!», если бегает без поводка.
Двухмесячный щенок в новом доме в веселой и радостной игре с людьми быстро забывает о матери, но когда наступает ночь и все в доме затихает, он начинает скучать. Следует набраться терпения и не позволять никому из домашних подходить к щенку. Тогда он, утомленный дневными играми и впечатлениями, скоро заснет крепким сном и лишь будет повизгивать во сне. В большинстве случаев щенок уже через две-три ночи забывает о своей бывшей веселой и шумной компании. Но если проявить жалость и подойти к щенку ночью, то он будет скулить всю ночь напролет, а последствия такой ошибки могут протянуться через всю дальнейшую совместную жизнь. Если место для щенка выбрано удачно, то он скоро, иногда за один день, привыкнет к нему.
Пока щенок не привыкнет к новому дому, можно подкладывать ему теплую грелку на ночь. Выбор места для туалета представляет собой важную и серьезную проблему. Пока щенок еще совсем маленький, он оставляет лужицы где попало. Неопытный собаковод часто реагирует на лужи очень грубо, тыкая щенка носом в них. Это приводит к тому, что щенок перестает ему доверять. Употреблять наказание как по отношению к щенку, так и к взрослой собаке нужно только в тех случаях, когда удается непосредственно застать их при проступке, а в остальных случаях наказаний следует избегать. Когда щенка необходимо наказать, его берут за загривок, легонько встряхивают и относят в ящик с песком, где ласковым голосом и поглаживанием по спинке уговаривают закончить начатую процедуру оправления.
Если в доме все будет вверх дном после щенячьих игр, то ни в коем случае не следует наказывать собаку. Чтобы приучить щенка к порядку, существует лишь один правильный путь. Лужу нужно хорошо вытереть, промыть дезинфицирующим средством или обработать дезодорантом, а тряпку отнести в то место, где стоит ящик с песком или туда, где щенку разрешено оправляться. Тряпку, которая используется для вытирания луж после щенка, нужно постепенно смещать в сторону входной двери, чтобы со временем вынести ее на улицу, где взрослую собаку предполагается выгуливать впоследствии.
После проведения всех необходимых прививок нужно выдержать щенка в доме 4 дня, чтобы выработался необходимый иммунитет. После этого выводить на прогулки, сначала ненадолго, а потом и на более продолжительное время подальше от дома. Но предварительно щенка следует приучить к ошейнику и поводку. С этого и начинается третья фаза воспитания. Щенку следует начать одевать ошейник, который должен быть по размеру, тогда щенок довольно скоро к нему привыкнет.
Улица несет в себе тысячи разных запахов, звуков, яркий свет, скорость, опасность. Щенок уже на первой прогулке подвергается стрессу. Поэтому первый раз нужно постараться вывести щенка в самое спокойное время дня, когда мало машин и людей. Но даже тогда он получит очень много новых впечатлений и эмоций.
Собака должна оправляться вне дома. Но нехорошо, если это будет происходить на детской площадке, в песочнице. Лучше всего научить собаку оправляться на решетках канализации или на травке, где это дозволено, но не следует выгуливать ее и цветниках, зеленых насаждениях и на спортивных площадках. Собака часто находит на улице предметы, которые привлекают ее своим запахом и вкусом. Она не прочь взять их в зубы и проглотить. Но это может быть чрезвычайно опасно для ее здоровья. Как правило, это бывают выброшенные испорченные продукты, которые могут вызвать не только заболевание желудочно-кишечного тракта, но и другие болезни, а иногда привести к тяжелым отравлениям с летальным исходом. Иногда эти куски могут быть специально отравленными. Нельзя также позволять случайным прохожим угощать собаку, поскольку намерения их неизвестны.
Чтобы серьезно и надолго отучить собаку поднимать куски с земли, придется провести суровый, но очень полезный для будущей жизни собаки урок. Не все породы собак отучаются подбирать с земли. Часто собака бывает хитрее и вдали от хозяина все равно возьмет кусок. Лучше ее подзывать на лакомство, давая его взамен тому, что она выронила по дороге. Угрожая ей, можно будет добиться только того, что она лихорадочно будет заглатывать найденное, когда поймет, что ее заметили. В основном это относится к охотничьим собакам.
Нельзя допускать охоты собаки на грызунов, голубей, кур, поскольку она всегда сопровождается не только риском для жизни всей этой живности, но и для самой собаки и ее хозяина. Для отучения от этого лучше всего применять дрессировочный ошейник. Только такое воспитание может дать относительно достаточную гарантию, что соседи не придут жаловаться на собаку, а она сама останется целой и невредимой.
Молодая собака, встречая других собак, как правило, радуется. Взрослые собаки обычно относятся к молодым снисходительно. Но щенок подрастает и иногда дело доходит до выяснения отношений при помощи зубов. В этих случаях хозяева собак могут воспользоваться своим правом владельца и растащить дерущихся. Для этого нужно вместе с хозяином другой собаки синхронно схватить драчунов за хвосты или за задние ноги и растащить в разные стороны, после чего отбросить их от себя, чтобы избежать укуса, поймать за ошейник и взять на поводок.
То же самое может осуществить и один из хозяев собак, если другого в данный момент нет поблизости. Для разнятия собак он должен схватить за хвост или за ноги побеждающую собаку и отбросить ее как можно дальше, если побеждает ваша собака, то ее нужно сразу взять на поводок, тогда другая собака убежит. Если же окажется так, что проигрывает битву ваша собака, то даже когда вы возьмете ее на поводок, сохранится опасность нападения со стороны чужой собаки. Однако и ее можно утихомирить сильным, громким окриком.
На улице собаку каждый день подкарауливают неожиданности, на которые она реагирует в соответствии со своими инстинктами, рефлексами и опытом. Для того чтобы избежать ненужных стрессов, физических и психических последствий, следует быть предельно внимательным и осторожным. Это в равной мере относится и к хорошо выдрессированным и обученным собакам. Собака с хозяином на улице должна идти на поводке.
ВЫГУЛ не только возможность для собаки справить свои естественные надобности. Во время прогулки хозяин может воспитывать и дрессировать собаку — тренинг имеет большое значение для ее правильного физического развития. Необходимо помнить, что собакам полезно общаться между собой.
Выгул следует измерять не в часах, а в километрах. Хорошему тренингу способствуют, например, велосипедные прогулки (собака должна успевать за хозяином рысью). В теплое время года для животных любого возраста полезно плавание. Чтобы приучить собаку к воде (принуждать не следует), хозяин с помощью игры должен привлечь ее войти в воду (например, убегая от собаки, играя с каким-либо предметом на мелководье), а также используя подражательный метод воспитания, когда собака начинает играть в воде вместе с другими собаками. Если собака дома треплет мебель или другие вещи, часто это показатель того, что животное затрачивает мало энергии во время прогулки.
Правильный контакт заключается в умении хозяина пробудить в собаке интерес к себе, своим действиям и командам с помощью игр. Наибольший интерес обычно вызывают подвижные игры с каким-либо предметом (игрушка, палочка, мяч) или, например, убегание от собаки — хозяин прячется (но наблюдает за собакой, чтобы она не потерялась), а когда собака его находит, жестами и интонацией показывает ей свою радость. В игре хозяин становится партнером собаки и должен показать ей, что играет с удовольствием. Для того чтобы заинтересовать собаку игрой с каким-либо предметом (палочкой или другой игрушкой), можно использовать прием оживления неподвижного предмета: подталкивать его ногой, подбрасывать, шевелить им, тем самым, привлекая собаку включиться в игру.


Выдержка

Умение собаки выполнять команду до тех пор, пока она не услышит следующую. При обучении собаки посадке, укладке или стойке следует добиваться не только того, чтобы собака моментально выполняла эти команды, но и отрабатывать выдержку. Сначала выдержка отрабатывается у ноги хозяина, который сажает, кладет или ставит собаку, держит ее какое-то время в этом положении, периодически поощряя поглаживанием или лакомством. Только после того как собака научится четко выполнять команды у ноги хозяина и довольно долго, около минуты, находится в неподвижном положении, хозяин может отходить от собаки (на один шаг, затем на два). Потом можно обойти собаку, постепенно увеличивая радиус, но каждый раз возвращаясь и поощряя за то, что она правильно выполняет команду. Если собака меняет положение на неправильное, хозяин быстро возвращается к собаке и фиксирует ее в исходном положении, строго повторяя команду, затем снова отходит от собаки.
Как и при выработке любого другого приема здесь необходимо терпение. Сначала хозяин только на секунду отходит от собаки (возвращаясь, сразу поощряет), затем постепенно увеличивает время и расстояние. Вырабатывать выдержку нужно на довольно длительное время (на 10 минут и более), чтобы хозяин мог оставить собаку на необходимый срок. Постепенно увеличивать расстояние между хозяином и собакой можно только после того, когда собака научилась безукоризненно выполнять команду на предыдущем расстоянии. Если собака команду не выполняет, следует сразу подбежать к собаке и перевести ее в требуемое положение. Уходя от собаки во время дрессировки на большое расстояние, вы всегда должны ее видеть, чтобы в любой момент исправить ее ошибки. Только после того, как один прием будет хорошо освоен, можно переходить к следующему.
Если вы дорожите своей собакой, не стоит оставлять ее дожидаться вас у магазина, даже на привязи, даже если хорошо выработана выдержка у собаки, так как всегда найдется способ увести любую собаку. После выработки у собаки команд сидеть, стоять, лежать, а также выдержки на каждом из этих приемов можно приступить к дрессировке собаки в комплексе — последовательно переводить ее из одного положения в другое через какое-то время, выдерживая в заданном положении. Сначала это нужно делать недалеко от собаки, практически вплотную к ней, для того чтобы она не продвигалась, выполняя команды. Затем постепенно можно увеличивать расстояние.


Рядом

(рядом с хозяином). Обучение собаки команде «рядом» должно проходить короткими репризами (для начала около минуты), чтобы собаке эта команда не надоела. Каждая собака в зависимости от своих индивидуальных особенностей может обучаться хождению разными способами. Для собак, которые очень любят игрушки, подойдет хождение рядом за этой игрушкой (например, палочкой). Сначала хозяин просто играет с собакой палочкой, затем, держа палочку у бедра и не давая собаке ее схватить, начинает двигаться, и побуждает собаку (с поводком или без него) идти рядом с ним с левой стороны.
Двигаться собак рядом с хозяином обучают с левой стороны. Это сложилось исторически - так обучали в армии — в правой руке солдат обычно носит оружие. Когда собака принимает верное положение у левой ноги хозяина и идет рядом с ним, ее необходимо поощрить (делать это следует периодически). Например, если дрессировка проходит с палочкой, то можно дать собаке поиграть ею, не отпуская животное от себя, затем забрать палочку и двигаться дальше, но следить, чтобы у собаки интерес к палочке не пропадал. Если вы работаете с лакомством, то после каждого поворота, после каждой остановки, и в процессе хождения (примерно через каждые 10 секунд) собаку следует поощрить и не только кусочком лакомства, поглаживанием, ей необходимо дать понять интонацией, что она правильно выполняет команду.
На первой стадии обучения для страховки следует использовать поводок, причем он должен быть всегда провисшим, чтобы собака имела возможность ошибиться, а хозяин всегда мог бы ее поправить: при каждом отклонении собаки назад, вперед или влево хозяин дает команду рядом и сразу после этого совершает рывок поводком. Рывок должен быть такой силы, чтобы собака легко смогла подстроиться и пойти рядом с хозяином. Если собака, в свою очередь, сильно натянула поводок, ответный рывок хозяина соответственно должен быть сильнее; если собака чуть отстала, рывок должен быть едва заметным, побуждающим собаку догнать хозяина.
Ошибкой является использование в начале обучения строгого ошейника — трудно будет переобучить собаку ходить рядом на мягком ошейнике и придется всегда пользоваться только строгим, который должен надеваться только в крайнем случае, когда хозяин физически не может справиться со своей собакой: строгий ошейник надевается в дополнение к мягкому, к обоим прикрепляются поводки. Во время хождения хозяин использует провисший поводок мягкого ошейника, и когда собака, отклоняясь, не реагирует на рывок мягкого ошейника, он производит рывок поводком строгого ошейника, затем снова переключается на мягкий. Применять строгий ошейник можно только в крайнем случае, когда у хозяина нет иных способов заставить собаку двигаться рядом с собой. Строгий ошейник свидетельствует об упущениях в воспитании собаки.


Дрессировка

Выработка у собаки навыков, необходимых для человека. Дрессировка необходима любой собаке, независимо от ее размеров, породной принадлежности и места обитания.
Даже тем собакам, которые послушны и выполняют основные команды хозяина «Ко мне!» и «Фу!», необходимо закрепление навыков на площадке, в условиях множества отвлекающих факторов. Собаки, воспитанию которых было недостаточно уделено внимания, ведут себя непредсказуемо. Если хозяин не в состоянии влиять на поведение собаки, то любая, даже самая маленькая собачка может вызвать конфликт, ответственность за который полностью ложится на владельца.
Большинству собак мелких пород вполне достаточно изучить и освоить команды общего курса послушания: «Ко мне», «Фу», «Рядом», «Место», «Сидеть», «Лежать», «Стоять». Собакам средних и крупных размеров вполне доступен общий курс дрессировки (ОКД), где кроме послушания обучают подноске предметов и преодолению препятствий. Это развивает у собаки ловкость, силу, уверенность.
Собакам служебных пород желательно пройти один или несколько курсов специальной дрессировки. В России наиболее распространено обучение защитно-караульной службе. Помимо этого собак дрессируют для розыскной, караульной, поисково-спасательной служб. С 1990-х годов в России получили распространение и зарубежные курсы дрессировки, которые, как правило, содержат в себе обучение навыкам послушания и защиты, или только послушания. Это такие курсы, как IPO (послушание, защита, работа по следу), Obedienc. При выборе курса дрессировки следует учитывать породные особенности и индивидуальные наклонности собаки. Специальной дрессировкой могут заниматься владельцы не только служебных собак. Но лишь после усвоения собакой общего курса можно начинать занятия специальной дрессировкой.
Важно не упустить момент, когда собака окрепла физически и психически, но еще не повзрослела. Нельзя подвергать большим физическим и нервным напряжениям маленького щенка. Но необходимо учесть, что с повзрослевшей собакой в процессе дрессировки возникнет много проблем, если упущено время становления привычек и отношений с хозяином. Лучше всего приступать к дрессировке собаки в возрасте полугода. Однако только опытный инструктор поможет вам определить, какие нагрузки давать вашему питомцу, а также подскажет, как добиться послушания собаки, не «поломав» ее психику.
Контакт хозяина со своим питомцем — основа основ воспитания и дрессировки собаки. На этой основе будет строиться выработка у собаки всех желаемых навыков. И главное состоит в умении хозяина пробудить в собаке интерес к себе, своим действиям, командам. Хозяин должен играть главенствующую роль, всегда быть для своей собаки «ведущим», а собака — принимать как должное любые действия хозяина. Также хозяин должен научиться просчитывать любые поступки собаки и быть готовым реагировать на них адекватно.
Основной принцип дрессировки — заинтересованность собаки в выполнении навыка. Другой, не менее важный, принцип — от простого к сложному. Команда хозяина является законом для собаки, она не должна уклоняться от выполнения команды. Если собака не выполняет того или иного действия, хозяин должен позаботиться о мере воздействия. Это не только «механическое» действие (рывок поводком, нажим на холку), но и применение поощрительных способов по формуле: команда — побуждающее действие — поощрение (собака при этом не должна быть излишне сыта).
Обращайте внимание на интонации. Все желательные действия собаки поощряются, а нежелательные пресекаются либо переключением внимания собаки на другой объект, либо наказанием. Поощрение лакомством, поглаживанием, игрой должно быть приятно собаке. К тому же она должна понимать, что и хозяин искренне радуется ее успехам. Поощрение обычно следует сразу после действия собаки или во время действия.
Наказание же должно быть коротким и в момент нежелательного действия, а также соразмерным проступку собаки. Наказание возможно в виде окрика или физического воздействия (рывок, удар хлыстом). При наказании следует учитывать индивидуальные особенности психики и возраст собаки.
Основные навыки управления собакой:
подход к хозяину;
движение собаки рядом с хозяином (на поводке и без поводка);
безразличное отношение собаки к корму;
безразличное отношение собаки к наморднику;
возвращение собаки на место;
прекращение нежелательных действий собаки (команда «Фу!»);
безразличное отношение собаки к сильным звуковым раздражителям (например, выстрелам).
Подход к хозяину — основная команда по управлению собакой. Если собака безупречно выполняет ее, значит будут исключены неприятные инциденты. Используя намордник в повседневной жизни, следует руководствоваться следующими моментами:
1) Намордник должен быть хорошо подогнан (не мал и не велик).
2) Неприятные ощущения при надевании намордника и пребывания в нем собаки надо компенсировать лакомством.
Не стоит часто употреблять команду «Фу!» — ее используют при необходимости сильно воздействовать на собаку (например, в случае агрессии по отношению к постороннему человеку). В остальных случаях используйте интонацию и команды «Гуляй!», «Ко мне!», «Рядом!». Не позволяйте собаке подбирать корм, разбросанный по земле. Навык отрабатывают, проводя собаку на длинном поводке по участку, на котором разбросаны лакомства. Команда «Фу!» должна сопровождать каждую попытку собаки поднять корм с земли; закрепить команду рывком поводка.
Отношение к выстрелу у собаки должно быть безразличным. Для этого перед выстрелом спокойно и доброжелательно разговаривайте с собакой, хвалите ее за спокойствие. Если же при выстреле собака сошла с места, не ругайте ее, а сделайте так, чтобы она как можно быстрее успокоилась. Всегда при малейших признаках страха ласкайте и утешайте ее. Изначально выстрел производится на большом расстоянии. Расстояние постепенно сокращается. Ни в коем случае нельзя водить неподготовленных собак, особенно молодых, на салют и в иные места, где сильные звуковые раздражители могут вызвать у собаки нервный срыв.
В общий курс дрессировки входит также обучение собаки преодолевать препятствия. Во избежание травм в процессе дрессировки не рекомендуется пользоваться строгим ошейником. К прыжкам через препятствие (глухой забор) собаку начинают приучать с небольшой высоты, постепенно увеличивая ее до 180-200 см. Здесь используют команду «Барьер ». При обучении собаки преодолению препятствий очень важно использовать заинтересованность собаки.
Какую бы службу или вид дрессировки вы не выбрали, основное — полное взаимопонимание с собакой и ее готовность подчиниться вам. При выборе площадки, на которой вы будете дрессировать собаку, поинтересуйтесь спортивными достижениями команды этой площадки. Если на дрессировочной площадке есть спортивная команда и эта команда не находится в хвосте турнирной таблицы как минимум городских соревнований, смело записывайтесь на эту площадку. Только сильная в методическом плане дрессировочная организация может подготовить сильную спортивную команду. И только такая организация полноценно сможет подготовить вашу собаку для жизни.


Лестница

Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска; используется для обучения собак и во время соревнований. Вначале преодолевать лестницу хозяину придется вместе с собакой, причем он должен подстраховать собаку, чтобы она не упала и чтобы лапы ее не проскакивали между ступеньками. Для этого правой рукой нужно взять собаку за ошейник, а левой поддерживать ее под живот или пропустить поводок у нее под животом так, чтобы можно было управлять корпусом собаки. В первый раз, нужно не спеша как бы внести собаку наверх, поощряя и подбадривая ее по пути. Наверху остановиться, покормить и успокоить собаку, а затем медленно спуститься вниз (разгоняться при спуске не следует). По окончании преодоления снаряда снова следует поощрить собаку лакомством и похвалой. Если собака очень подвижна и у хозяина есть сомнение, сможет ли он удержать собаку на лестнице, лучше прибегнуть к помощи инструктора. При преодолении лестницы хозяин должен быть осторожен; держаться за перила. Как правило, сложность у собаки вызывает подъем по лестнице. Во время преодоления лестницы поводок не пристегивается к ошейнику (при падении собака может удушиться на ошейнике, повиснув на высоте), он должен быть в руках хозяина и не должен свисать, чтобы не зацепиться за что-нибудь. Во время занятий следует использовать только мягкий ошейник. Направлять собаку на самостоятельное преодоление лестницы можно только в том случае, когда есть уверенность, что она не упадет. Прежде чем пускать собаку на самостоятельное преодоление препятствия следует использовать следующее упражнение: хозяин стоит на верхней площадке лестницы (помощник держит собаку внизу) и зовет ее. В этом случае собаку на первой половине подъема подстраховывает помощник, а наверху уже сам хозяин может к ней успеть. Затем помощник поднимается, удерживает собаку наверху, а хозяин спускается на землю и, стоя перед трапом, подзывает собаку.

Место

Прежде чем учить собаку команде «место», ей нужно освоить команды «лежать» и «ко мне». Цель — приучить собаку находиться в том месте, которое ей обозначил хозяин какой-либо вещью. Место может обозначаться как дома, так и на улице, причем оно может быть как большим (например, подстилка), так и совсем маленьким (какой-нибудь предмет). В каком положении собака находится на месте — не регламентируется, однако чаще всего используется положение лежать, в котором собаке длительное время удобнее находиться. При обучении хозяин обозначает место каким-либо предметом. Желательно, чтобы предмет был хорошо знаком собаке, чтобы его хорошо было видно издалека. Командами «лежать» и «место» хозяин укладывает собаку рядом с этим предметом, может положить лакомство, чтобы собака привыкла к месту. Запах предмета тоже должен быть знаком собаке, поскольку она ориентируется в пространстве в основном по запаху. Затем хозяин отходит от собаки, предварительно дав ей команду «лежать, место», на небольшое расстояние, буквально на три шага, и, выдержав какое-то время, подзывает собаку командой «ко мне». Как только собака подошла, хозяин ее хвалит, поощряет, затем подает команду «место» и бежит вместе с собакой на обозначенное место. Подбежав с собакой к месту, он произносит команду «место, лежать» и укладывает собаку возле предмета, а затем поощряет. После того, как собака научится самостоятельно возвращаться на место с небольшого расстояния, хозяин может увеличивать и расстояние и выдержку, то есть собака будет дольше лежать на месте и с большего расстояния возвращаться на место.
В дальнейшем хозяин может усложнить задание, например, посылая собаку вернуться на место из свободного состояния (то есть после предварительной команды «гуляй»). Сначала время выгула собаки должно быть небольшое, буквально несколько секунд. Например, хозяин, отпуская собаку с места, подает ей команду «гуляй», отходит от места и практически сразу же командой направляет ее на это место. Время выгула опять же увеличивается постепенно в процессе выработки навыка.
Навык считается выработанным только тогда, когда собака после достаточно длительного промежутка времени по первой же команде хозяина возвращается на то место, которое он обозначил. Не забывайте в начале обучения каждый раз, когда собака по команде вернулась, и легла на место, похвалить ее и поощрить лакомством


Охрана вещей

Навык, связанный с защитно-караульной службой собаки. Вещью в данном случае называют территорию, на которую распространяется охрана собаки. Все навыки охраны и защиты вырабатываются у собаки только тогда, когда она в совершенстве владеет навыками послушания и хозяин может ей управлять. Особенно это касается таких навыков, как подход к дрессировщику и прекращение нежелательных действий. Собака должна охранять вещь и пресекать попытки злоумышленников эту вещь забрать всеми доступными собаке способами, но в то же время она не должна бросаться на спокойно проходящих людей, которые не делают никаких попыток отобрать у нее эту вещь. После того как собака отогнала злоумышленников от вещи, она должна самостоятельно вернуться к вещи и продолжать ее охранять, дожидаясь хозяина. Охрана вещи — очень важный навык, который в дальнейшем пригодиться при выработке навыков охраны квартиры, машины. Данный навык вырабатывается у собаки тогда, когда она уже научена кусаться.

Намордник

Ременная или проволочная сетка, надеваемая на морду собаки. В общественном транспорте, в местах большого скопления людей, в некоторых других ситуациях собаке необходимо надеть намордник. Размер намордника должен быть больше, чем морда собаки, чтобы не причинять ей неудобств при дыхании, чтобы собака могла свободно открывать рот в наморднике и высовывать язык. Через намордник хозяин должен уметь покормить собаку лакомством, намордник не должен мешать жеванию. Намордники бывают металлические и кожаные. Главное, чтобы он был достаточно крепким, легко надевался и подходил собаке по размеру, а металлические части не касались морды собаки. Чем раньше хозяин начнет приучать своего щенка к наморднику, тем проще ему будет это сделать. Первый раз надеть на собаку намордник не просто, для этого внутрь намордника нужно положить кусочек лакомства и предложить его собаке. Через какое-то время, когда она будет смело брать лакомство, нужно быстрым движением (заранее откинув лямку) надеть намордник. Первое время, пока собака не привыкнет к чужеродному предмету на своей морде, ее необходимо отвлекать игрой, постоянно через отверстия в наморднике подкармливать лакомством. Все попытки сбросить намордник должны хозяином пресекаться командами фу или рывком поводка с одновременным произнесением команды. Можно также отвлечь собаку какими-либо действиями, например, пробежками или кормлением. В первое время намордник надевается на 10-15 секунд, затем снимается, а собака поощряется и гуляет без намордника. Через какое-то время все следует повторить и так до тех пор, пока собака не станет спокойно относиться к наморднику и длительное время в нем находиться, не пытаясь его снять. Поначалу собака в наморднике будет чувствовать себя подавленной. Но постепенно, чем дольше будет собака находиться в наморднике, тем быстрее она к нему привыкнет и перестанет обращать на него внимание.


Сайт создан в системе uCoz